7 самураев
Рецензия:
© Яна З.
Взято с World-art.ru
Одна из сюжетных линий повествует о сложном послевоенном периоде любого государства, когда сепаратизм борется с необходимостью жесткой централизации и укрепления. В такое время особенно становятся ненужными и опасными люди с оружием в руках и склонностью к созданию военных клик. Именно эта тема и роднит больше всего самураев анимационных и самураев Куросавы.
Если в фильме Куросавы все же проскальзывает сквозь правоту крестьян жалость к бродячим ронинам, то аниме намного жестче и справедливее. Есть только одна правда - пахарей и торговцев, тех, на кох держится мир, и поразительно, что именно Укио, если не ошибаюсь, холодный и расчетливый политик, озвучивает ее: «На концах своих мечей самураи несут войну, и пока жив хоть один из них, войн не избежать.»
Неважно, что плохо продуман мир после очередного мирового пожара, главная идея пряма, как путь в светлое будущее: большинство выберет тяжкий мир, предпочтя его самой кристальной идее справедливой войны. Если уж сравнивать с оригинальным фильмом (а этого лучше не делать), то не отдельная трагедия воинов-одиночек стала главной в анимационных «Самураях», а обвинение всем берущим в руки оружие. Кто выиграл во всей этой кровавой истории?
Не крестьяне, это точно. За убитым Аманэси придет другой, и не факт, что он будет лучше, и ни одно правительство не отменит налоги на главного производителя материальных благ.
Не самураи, хотя каждый из них добился того, чего хотел - кто смерти, кто жатвы.
Войну выиграли безликие торговцы, которые всегда получают что-то при смене правительства, при ведении войны, при подписании мира. Торговля – самый гибкий инструмент, который позволяет соединить обособленные деревни и города в одно целое.
Еще одна тема великолепно озвучена в сериале, о ней написала Анастасия Розанова в рецензии, а я позволю себе немного развить ее. Танец со смертью, тяга к ней во всех проявлениях, а лучше сказать – стадиях, судите сами:
- неофит, мальчик, вступающий на путь поиска. Он еще невинен, его тяга неосознанна, она сродни долгу, что гонит вперед и не дает остановиться и увлечься прекрасной жизнью вокруг;
- силач, тот же мальчишка, но уже начавший платить за приобретенную неуязвимость. Это тот момент, когда обладание силой опьяняет и заставляет искать новые возможности ею воспользоваться;
- шут, который еще играет со смертью и видит в этом геройство, хотя не раз заглядывал в слепые глаза убитых друзей. Убийство для него – ремесло, и он владеет им в совершенстве;
- ремесленник. Остатки обычной человеческой морали еще живы, это последняя попытка бороться с судьбой и избежать пути;
- танцор, который убивает ради возможности насладиться своим мастерством, единственное, что может его задеть – что кто-то танцует лучше его;
- истинный воин, его глаза и сердце давно выжжены, нет разницы между битвой и пахотой, но меч он держит несравненно лучше. Поле воина засеяно костями, и он удобряет его так же усердно, как крестьяне рисовые посадки, и щедро поливает чужой кровью. Лучший отдых воина – готовить оружие к новым битвам. Это еще большой вопрос, кто человечнее: самураи, изменившие свои тела ради силы, или Камбэй, спаливший себе душу, чтобы удобрить свои посевы. Момотаро и Камбэй, на самом деле, ничем не отличаются друг от друга.
Что, на мой взгляд, лучше всего удалось воплотить в сериале - так это образ юного самурая Кацусиро. За двадцать шесть серий мальчик, от которого «не веет запахом сражений», превращается в подобие Камбэя, только еще жестче. Ускоренный курс молодого бойца сломал все светлое в нем, а времени на анализ самого себя никто не дал. Когда наставником становится воин, которого избегает даже смерть, кем станет ученик? И все страшнее смотреть в глаза этому самураю, в них нет даже пустоты и равнодушия, как у учителя – только война, и он понесет ее с собой повсюду. Даже свою безответную любовь он использует как топливо для ярости. Поэтому финал сериала получился жестким, если бы все самураи погибли, утешала бы мысль о наступившем, наконец, мире. Но выжили самые благородные и …опасные.